Нефтяной реванш Ливии

Posted in АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЙ

Сегодня в нашем обзоре мы наведем фокус на успехи Ливии, проследим, как нефтяная отрасль страны восстанавливается после разрушительных военных действий и оттока человеческих ресурсов. Успехи реально существенные.

В субботу 11 февраля аналитики компании Genscape пристально следили за активностью в районе нового терминала Gaza, где загружался танкер Valfoglia, с помощью новой плавучей установки для добычи, хранения и отгрузки нефти (англ. Floating Production, Storage and Offloading (FPSO). Судно, зафрахтованное компанией Saras, уже 14 февраля доставило 789,000 баррелей сырой нефти на итальянский НПЗ Sarroch, расположенный на острове Сардиния.

Этот мощный танкер Gaza был построен в Южной Корее и прибыл в Ливию в мае 2016 года, а сама плавучая установка для хранения и отгрузки нефти была введена в эксплуатацию в январе 2016 года. Она способна хранить до 1,5 млн. баррелей сырой нефти, что делает ее одним из крупнейших судов такого рода в регионе. И такие дорогие и современные технологии успешно внедряются в стране, где еще недавно активно шла гражданская война и существует угроза со стороны мирового терроризма. Кстати, давайте проследим, как боевые действия повлияли на нефтяную отрасль Ливии.

Гражданская война ввела в коллапс практически всю нефтяную индустрию Ливии. Статистические данные, опубликованные Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК) показали, что добыча снизилась с 1,56 миллиона баррелей в сутки в 2010 году до 489,500 баррелей в день в 2011 году. Позже в 2012 году производство на короткое время достигло 1,45 миллиона баррелей в сутки перед входом в нисходящую спираль, которая сохранялась до 2016 года, когда ливийская добыча нефти достигла дна на уровне 391,000 баррелей в сутки.

Мониторинг компанией Genscape текущего экспорта нефти из Ливии показывает, что в сутки они отгружают порядка 640,000 баррелей и суммарно с 1 января 2017 года страна экспортировали больше 28 миллионов баррелей сырой нефти. Если детальнее присмотреться к их цифрам, то можно увидеть, что 83% ушло в страны Европы – Италия, Франция, Великобритания, а 17% в страны Азии – Китай, Малайзия, Сингапур.

И несмотря ни на какие мировые тренды и ориентиры, Ливия планирует наращивать добычу нефти до целевого уровня 1,2 млн. баррелей в сутки к августу 2017 года и 1,7 млн. баррелей к марту 2018 года. Благодаря переговорным усилиям высшего истеблишмента нефтяной корпорации Ливии в страну вернулись такие крупные компании как Eni, Total, Schlumberger Ltd, Repsol SA. И при этом, по словам членов совета директоров Корпорации, еще практически 45% месторождений в стране остаются неразведанными.

Каким образом разоренное и разрушенное государство смогло так быстро привлечь технологии и инвестиции в нефтяную отрасль? Именно благодаря активному участию компаний из государств Европы, которые сформировали в 2011 году коалицию по защите гражданского населения и участвовали в свержении режима Муамара Каддафи. Они же и стали получателями большей части ливийской нефти. Вернее остались, ведь в цифрах 2010 года, среди основных импортеров из Ливии значатся все те же страны ЕС. И, несмотря на привычки аналитиков всюду искать причинно-следственные связи и теории заговоров, такой экспорт позволяет привлекать в страну валютные финансовые потоки, так необходимые для восстановления инфраструктуры. 

Read in English